Греция карта на русском языке. Где находится Греция на карте мира

Атлас Мира

Политические и физические карты

Все страны и города мира

Греция карта на русском языке. Подробная карта Греции с городами, историческими областями, дорогами, аэропортами

ГРЕЦИЯ

(Греческая Республика)

Общие сведения

Географическое положение. Греция расположена на южной оконечности Балканского полуострова и на около 2 ООО островов Средиземного, Эгейского и Ионического морей, на которые приходится почти 20% ее территории и из которых населено только 166. По суше Греция граничит с Албанией, Югославией, Болгарией и Турцией. Протяженность сухопутных границ — 1170 км. С запада на восток Эгейского моря тянется цепь островов — Киклады, а с севера на юг вдоль берегов Малой Азии — Спорады (Додеканес). На юге Эгейское море как бы замыкается Критом—крупнейшим островом Греции. Вдоль западных берегов Греции тянутся

Ионические острова.

Площадь. Территория Греции занимает 131 957 кв. км, а территориальные воды страны — около 400 ООО кв. км.

Главные города, административное деление. Столица Греции — Афины. Крупнейшие города: Афины (2 500 тыс. чел.), Салоники (406 тыс. чел.), Пирей (508 тыс. чел.), Патры (142 тыс. чел.) и Ираклион (102 тыс. чел.).

Административно Греция делится на 52 нома, группирующиеся по историческим областям: Центральная Греция (включая остров Эвбея), Пелопоннес, Эпир, Фессалия, Македония, Фракия, Эгейские острова, Ионические острова, остров Крит. Один из номов — Айон-Орос, расположенный на полуострове Халкидики, пользуется относительной самостоятельностью. Айон-Орос  (Святая гора Афон) находится во владении православного монашеского объединения, состоящего из 20 монастырей.

Государственный строй

Греция — республика. Глава государства — президент. Глава правительства — премьер-министр. Законодательный орган—однопалатный парламент.

Природа

Рельеф. Примерно две трети территории—средневысотные горы (самая высокая— г. Олимп, 2 911 м) и плоскогорья. Материковая Греция состоит из ряда небольших горных цепей, являющихся отрогами Балканского хребта; кроме Фессалийской равнины, здесь нет значительных равнин. Горы Греции невысоки — 1 200—1 800 м — и почти не имеют острых вершин и гребней. Однако склоны обычно круты и вследствие сухого климата и многовекового выпаса скота часто лишены древесной растительности. Только самый высокий горный массив Греции, Олимп, имеет альпийские формы — скалистые гребни, пики, зубцы.

Геологическое строение и полезные ископаемые. На территории Греции есть месторождения бокситов, лигнитов, никеля, магнезита, нефти.

Климат. Климат Греции средиземноморский. В Южной Греции примерно на 4 градуса теплее, чем на севере страны. В Афинах средняя температура января + 9°С, июля +27°С. На Родосе средняя температура января +12°С, июля +30°С.

Внутренние воды. Главные реки Греции — Вардар, Марица, Стримон, Нестос (Места), озера — Преспа, Трихонис.

Почвы и растительность. Лесов в Греции почти нет, их давно уже вырубили, остатки занимают 10—11% территории, но распространены заросли вечнозеленых и листопадных кустарников—маквиса и шибляка, а также фриганы—низких колючих полукустарников.

Животный мир. Поскольку Греция находится на стыке трех материков, фауна ее очень смешана, а на островах много реликтовых и эндемичных (встречающихся только здесь) форм. Млекопитающих мало, изредка встречается медведь, а из хищников остались дикая кошка, лисица, шакал, куница, барсук. Из копытных—дикий козел, лань, косуля, благородный олень, кабан. Много грызунов и пресмыкающихся. Характерны греческая сухопутная черепаха и ящерицы. Очень разнообразны птицы: перепела, дикие утки, куропатки, голуби, удоды, зимородки; из хищных—коршуны, черные грифы, орлы, соколы, совы.

Население и язык

Население—10,2 млн. человек (по последней переписи 1981 г.), около 65% живут в городах.

Национальный состав однороден, около 95%—греки. Национальные меньшинства — турки (около 300 тыс. во Фракии), евреи (около 5 тыс.), валахи, цыгане и албанцы. Эти меньшинства двуязычны, в быту сохраняют родной язык, а в общественной жизни пользуются официальным языком страны—греческим.

Язык: новогреческий, принадлежащий к индоевропейской группе, имеет две заметно различающиеся нормы: официальный литературный язык кафаревуса, сохраняющий грамматику и запас слов древнегреческого языка койнэ в сочетании с современным произно-шением, и живой народный язык димотика. Кафаревуса — символ национальной культуры, наследницы античной Греции. Оба языка постоянно оказывают влияние друг на друга.

Вероисповедание

Около 97%) греков официально принадлежат Греческой Православной Церкви. Остальная часть населения — католики, протестанты, иудеи и мусульмане.

Краткий исторический очерк

Отдельные поселения появились в Греции около 4500—3000 гг. до н. э., и число их несколько увеличилось лишь в 3000—2600 гг. до н. э. (особенно в Фессалии).

В «бронзовый век» Греция вошла примерно в 2600 г., и период до 2000 г. до н. э. известен как Древняя Эллада. Захватчики из Анатолии подавили древнее население, и начался прогресс во всех сферах: торговле, бронзовой металлургии, гончарном производстве, стали расти города.

К 2000 г. до н. э. зарождается древнейшая из известных в Эгейском мире культура— крито-микенская. Памятники ее обнаружены на острове Крит, на месте города-государства Микены (на полуострове Пелопоннес) и на островах Эгейского моря. От этой высокоразвитой культуры остались памятники архитектуры, фресковая живопись и письменность. Создатели ее—древнейшее индоевропейское население Восточного Средиземноморья — пеласги, позднее частично вытесненные протогреческими племенами, из которых самыми сильными были ахейцы и ионийцы, заселившие до середины II тысячелетия весь юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии.

На месте довольно небольших поселений появились укрепленные дворцы (Микены, Тиринф, Афины), вершиной общественной пирамиды стал король, обычно с великим визирем, бесчисленной военной знатью и чиновниками (в Пилосе были обнаружены королевские архивы, недавно расшифрованные), ниже стояли свободные люди — ремесленники и крестьяне—считавшиеся народом (демосом), и на нижней ступени общества—рабы.

В XII в. до н. э. с севера пришли дорийцы, занявшие среднюю и южную Грецию.

Последующая эпоха (XI—VIII вв. до н. э.) условно называется гомеровским периодом, так как ее события описываются в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», автором которых принято считать Гомера.

VIII—VI вв. до н.э. стали периодом бурного экономического и культурного развития Древней Греции. Строительство храмов и других общественных зданий, сооружение кораблей, развитие гончарного и керамического производства стимулировали рост торговли и обмена между общинами. Военные укрепления превратились в торгово-ремесленные центры, общины объединялись, возникли новые государственные образования—города-государства (полисы).

Между полисами развернулась непрерывная борьба за политическое и экономическое превосходство, заключались и распадались политические союзы. Известен союз городов Беотии во главе с Фивами в IV в. до н. э. Политическим центром области Аттика стали Афины, долгое время враждовавшие со Спартой, расположенной в южной части Пелопоннеса.

Благодаря развитию мореходства богатые города-государства основывали колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Многочисленные колонии стали центрами распространения древнегреческой цивилизации на местные народы, и в эту эпоху сложились общегреческое единство, общегреческий язык койнэ, постепенно вытеснивший местные диалекты и окончательно сформировавшийся примерно в III в. дон. э.

Осознав себя единым целым, народ стал называться эллинами. Это название распространилось от Центральной Греции на все грекоязычное население. Греками же называлось одно из эллинских племен, жившее на севере Греции, и так называли римляне греческих колонистов Южной Италии. От римлян слово «греки» перешло в другие европейские языки.

Эллины создали могучую цивилизацию. В борьбе с огромной Персидской державой в V в. до н. э., крохотная Греция вышла победительницей.

В середине IV в. до н. э. власть над греческими городами, изнывавшими от нескончаемых междоусобных войн, захватила македонская династия. Царю Македонии Филиппу II удалось с помощью военачальников создать сильное войско, состоявшее из тяжеловооруженной конницы, «щитоносцев»—воинов, которые стремительно приближались к врагу на лошадях, а затем, спешившись, превращались в пехотинцев, и пехоты, сражавшейся в особом строю — фаланге.

При помощи сильной армии, а также благодаря хитрости, подкупу и обману Филипп II при поддержке богатых рабовладельцев в течение нескольких лет подчинил греческие города-государства и, заставив их заключить союз с Македонией, стал готовиться к походу против ослабевшей к тому времени Персидской державы. Однако в 336 г. до н. э. Филипп был убит заговорщиками, и царем Македонии стал его двадцатилетний сын Александр, ученик выдающегося греческого философа Аристотеля. Принимая участие в последних походах отца, Александр изучил и военное искусство.

Весной 334 г. до н. э. Александр, закончив приготовления к войне с Персией, перешел Геллеспонт (современный пролив Дарданеллы) и во главе союзной македоно-греческой армии вторгся во владения персидского царя Дария III. Персидское войско превосходило армию Александра в несколько раз, но было плохо обучено и в большинстве своем набрано в покоренных персами странах.

Первый бой произошел на берегах реки Граника. В жестокой схватке македонские всадники опрокинули персидскую конницу, и Александр двинулся дальше вдоль западного берега Малой Азии. Большинство греческих городов, ранее покоренных персами, перешло на его сторону. Только Милет и Галикарнас, где стоял персидский флот, были взяты после жестокой борьбы. Почти год Александр воевал с Персией. Чтобы овладеть городом Тиром, стоявшим на острове, Александру пришлось построить дамбу. Овладев городом после семимесячной осады и уничтожив здесь основную часть персидского флота, Александр приказал продать в рабство всех уцелевших жителей, а город сжечь и разрушить.

Население Египта, жестоко подавляемое персами, встретило Александра как своего освободителя. Александрия, по преданию, была основана им.

В 330 г. до н. э. Александр объявил себя повелителем Персидской державы и, укрепив господство над Средней Азией, двинулся в Индию.

Александр мечтал еще больше расширить свою державу, но летом 323 г. внезапно заболел и умер. Вскоре после его смерти держава, объединенная только военной силой, распалась. Начались восстания населения покоренных стран Азии, вспыхнули раздоры между македонскими военачальниками, которые, разбившись на группы, начали воевать между собой, стремясь овладеть наследием Александра. Полностью это не удалось никому, но Птолемей, Селевк и некоторые другие захватили большие части державы и стали их правителями, образовав государства, известные в истории как эллинистические. Эти государства просуществовали около 300 лет.

Еще в эпоху эллинизма (со II в. до н. э.) над Балканским полуостровом утвердилась власть Римской империи, прежние греческие города-государства стали римскими провинциями.

ВГУ в. до н. э. Римская империя распалась на Западную и Восточную—Византию. Кризис рабовладельческого общества, начавшийся еще в римский период, в Византии стал особенно острым. Вследствие изменения экономических отношений, выступлений рабов и бедноты внутри империи и «варварских» вторжений постепенно сложился феодальный строй.

Христианская религия стала государственной религией Римской империи в IV в. н. э. Разобщенность и вражда восточной, или православной, Церкви с западной христианской (католической) Церковью (особенно после распада Римской империи) привела к формальному разделению в 1054 г.

В1453 г. Константинополь был завоеван хлынувшими в Европу турками-османами, Византийская империя перестала существовать, и ее территория вошла в состав Османской империи. Константинополь был переименован турками в Стамбул и стал столицей Османской империи. К концу XIV в. почти все греческие области, еще продолжавшие сопротивление, были покорены.

При турецком владычестве распадались связи между областями, населенными греками, многие эмигрировали, образовались греческие колонии в других странах, в том числе и в России. Как и другие завоеванные народы, греки облагались многочисленными налогами. Один из них—едань кровью»—насильственный набор мальчиков для пополнения привилегированного военного формирования янычар: детей, оторванных от семьи, воспитывали в мусульманской религии и фанатичной преданности султану.

В XVII—XVIII вв. в экономической жизни Греции, особенно в приморских городах, наметился экономический подъем, с XVIII в. началось разитие капитализма, усилилось культурно-просветительское движение.

В 1814 г. в Одессе возникло тайное общество «Филики Этерия» («Дружеское общество»), в которое вошли греки, жившие в России, в большинстве своем состоявшие на русской военной и государственной службе. В начале марта 1821 г. отряд добровольцев под руководством генерала русской армии Александра Ипсиланти перешел турецкую границу на Дунае. Поход закончился неудачей, но послужил толчком к началу национально-освободительной греческой революции. На Пелопоннесе повстанцы заняли город Каламе (Каламату) и создали первый греческий правительственный орган—Пелопоннесский сенат. День начала восстания—25 марта — отмечается сейчас в Греции как День независимости.

В 1822 г. Греция провозгласила независимость, но еще много лет продолжалась кровопролитная война с турками. Среди борцов за свободу, со всех концов света съезжавшихся в Грецию, был и английский поэт-романтик лорд Байрон.

По Адрианопольскому договору, заключенному после победы России над Османской империей в войне 1828—1829 гг., Греция получила автономию, а 3 февраля 1830 г. по решению Лондонской конференции—Россия, Англия и Франция,—Греция стала независимым государством. В 1834 г. Афины были объявлены столицей страны, однако объединение греческих земель продолжалось до 1947 г.

Первый греческий президент Иоаннис Каподистрис был убит в 1831 г. Тогда во внутренние дела Греции вмешались европейские страны, заявив, что Греция должна быть монархическим государством. В 1833 г. на греческом престоле появился Отто Баварский, однако в 1862 г. он был смещен мирным путем, и греки выбрали своим королем датского принца Георга I.

В Первой мировой войне греческое правительство вступило в союз с Францией и Британией. Король Константин (сын Георга), женатый на сестре немецкого кайзера Софии, в знак протеста покинул страну.

После войны премьер-министр Венизелос, вспомнив о великой идее воссоединения греков и недооценив военную мощь новой Турции, процветавшей под руководством

Ататюрка, послал войска в Смирну (до настоящего дня турецкий порт Измир), где проживало много греков. Армия была разбита, и много жителей Смирны убито. Это привело к насильственному обмену населением в 1923 г. Резкое увеличение населения ухудшило и без этого плачевное состояние греческой экономики.

В 1930 г. Георг II, сын Константина, восстановленный на королевском престоле, назначил диктатора генерала Метаксаса премьер-министром. Прославился он своим отказом Муссолини пропустить итальянские войска через территорию Греции в 1940 г. Несмотря на помощь союзников, Греция капитулировала перед Германией в 1941 г.

Возникшее движение Сопротивления впоследствии распалось на роялистскую и коммунистическую фракции. Жестокая гражданская война, продолжавшаяся до 1949 г., ввергла страну в хаос.

Продолжительная политическая нестабильность привела к заговору военных в 1967 г. Король Константин не смог подавить заговор и бежал из страны.

В ноябре 1974 г. 69% населения Греции проголосовало против восстановления монархии, и страна стала республикой. Выборы привели к власти правую Новую демократическую партию.

В 1981 г. Греция вступила в Европейское Сообщество, на следующих выборах победило социалистическое движение Андреаса Папандреу, и Греция получила первое социалистическое правительство, пообещавшее убрать с территории страны военные базы США и выйти из НАТО, к которому Греция присоединилась еще в 1951 г.

За шесть лет правления эти обещания выполнены не были: процент безработных оставался высоким, а реформы в области образования и социального обеспечения— ничтожными.

В 1994 г. Греция наложила торговое эмбарго на новообразованную республику Македонию и, предъявив претензии Македонии за использование в ее названии названия исторической греческой области, стала отрицать факт существования славянского македонского меньшинства и в самой Греции.

Краткий экономический очерк

Греция—индустриально-аграрная страна. Добыча угля, бокситов, пиритов, никелевых руд, магнезита. Предприятия черной и цветной металлургии. Машиностроение, химическая, нефтеперерабатывающая, деревообрабатывающая, цементная промышленность. Наиболее развиты легкая и пищевая промышленность. В сельском хозяйстве преобладает земледелие. Возделывают зерновые (большей частью пшеницу), сахарную свеклу, хлопчатник, табак. Субтропическое плодоводство и виноградарство. Животноводство. Рыболовство. Важная отрасль экономики—судоходство. Экспорт: сельскохозяйственные продукты, швейные и текстильные изделия, цемент, минеральное сырье. Иностранный туризм (ок. 10 млн. человек в год).

Денежная единица—драхма.

Краткий очерк культуры

Искусство и архитектура. Историю древнегреческого искусства можно (соответственно истории страны) разделить на следующие этапы.

Гомеровская Греция (XII—VIII вв. до н. э.)—развитие эпоса и появление первых примитивных памятников изобразительных искусств.

Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (VII— VI вв. до н. э.) — развитие греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцвет лирической поэзии.

Классика, или период расцвета греческих городов-государств (V—IV вв. до н. э.)— первый расцвет античного рабовладельческого общества (рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения). Классика—это расцвет философии, важные естественнонаучные открытия, развитие поэзии и драмы, архитектуры, победа реализма в изобразительном искусстве. Но в конце этого периода наступает первый кризис рабовладельческого общества, приведший к упадку полиса и кризису искусства классики.

Эллинистический период (конец IV—начало I в. до н. э.)—образование больших империй, эллинистические монархии, разорение и бесправие основной массы свободного населения и утеря гражданских свобод при одновременном обогащении крупных рабовладельцев. Искусство теряет дух гражданственности и народности, а также реалистичность.

Весь уклад жизни и в период архаики, и особенно в годы расцвета городов-государств носил общественный характер. Большую часть досуга свободнорожденный проводил не в узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах (гимнастических школах для мальчиков), в театре. Вся скульптура и живопись принадлежали непосредственно общине. До IV в. до н. э. в частном пользовании находились лишь вазы, небольшие статуэтки и другие произведения, в основном прикладного искусства.

Во всех полисах Греции высоко ценили физическую силу и красоту. Спорт, постоянная тренировка тела являлись обязательными в воспитании гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии были смотром физической и духовной доблести, на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными поступками.

В Древней Греции были широко распространены театральные представления, состязания певцов на празднествах, торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса.

Искусство Древней Греции было тесно связано с религиозным культом, являвшимся одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, занимавшего особое место среди общегреческих богов, обитавших на Олимпе. В Греции не было касты жрецов, лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие объединения.

Религиозные воззрения греков сохранили связь с мифологией, в которой содержались зачатки истории и философии. Искусство также было связано с мифологией, отличительной чертой которой являлось очеловечивание мифологических образов, интерес к человеку, утверждение его величия и красоты мира человеческих чувств, мыслей и поступков. В образах Аполлона, Афины, Геракла и других богов и героев греки воплощали свои представления о господстве разума, закона, гармонии и порядка.

Большое значение для изучения древнегреческого искусства имеют изображения на монетах, ювелирные изделия, статуэтки, а также описания памятников искусства у древних авторов («Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филострата, «Описание статуй» Каллистрата, «Десять книг об архитектуре» Витрувия).

Искусство гомеровской Греции (XII—/// вв. до н. э.)

Гомеровская Греция — это эпоха сложения мифологии, оказавшей потом решающее влияние на развитие культуры. Самыми ранними художественными

произведениями, дошедшими до нас, являются вазы «геометрического стиля», украшенные геометрическим коричневым орнаментом по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда. Наиболее характерны дипилонские вазы (IX—VIII вв. до н. э.), найденные археологами на древнем кладбище около Димилонских ворот в Афинах. Из скульптуры этого периода до нашего времени дошли лишь мелкие статуэтки (терракотовые, из слоновой кости, бронзы), изображающие богов или героев, довольно примитивные и наивные (например, терракотовые статуэтки, найденные в Беотии, или бронзовые из Олимпии).

О монументальной скульптуре гомеровской Греции — ксоанах — можно судить лишь по описаниям древних авторов (ксоаны — идолы, деревянные или каменные, с едва намеченным изображением головы и лица).

Памятники ранней греческой архитектуры — храм Артемиды Орфии в Спарте, храм в Термосе в Этолии.

История архаического искусства (VII—VI вв. до н. э.) в основном была историей преодоления старой художественной культуры родового общества и постепенной подготовки принципов реалистического искусства рабовладельческого полиса.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу дальнейшего развития античной архитектуры, расцвела сюжетная вазопись и наметился путь к изображению в скульптуре гармонически развитого человека. В это же время возникает и расцветает лирическая поэзия. Впервые античные мифы стали широко отражаться в изобразительных искусствах.

Ионическое искусство, связанное с культурой торговых полисов островной и малоазийской Греции, отличалось большим изяществом, декоративной утонченностью, интересом к передаче движения. Дорическое направление материковой Греции больше склонялось к монументальному героическому искусству, правдивой передаче пропорций человеческого тела. С наибольшей полнотой прогрессивные стороны искусства архаики отразились в аттической школе.

В Греции еще в древности было создано здание, принципиально отличное от храмов Древнего Востока, — греческий храм, центр важнейших событий жизни граждан города-государства. В храме хранилась общественная казна и художественные сокровища, на площади перед храмом проводились собрания и празднества.

В период архаики уже была создана ясная и одновременно разнообразная система архитектурных форм. Уже в VII в. до н. э. жертвенник был вынесен из здания храма на площадь перед ним, где собиралось много народа. Как правило, греческие храмы были небольшими, хотя проводились первые опыты строительства больших сооружений.

Храм возводился в центре акрополя (укрепленной части древнегреческого города, расположенного обычно на холме) или городской площади и господствовал над городом.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый храм в антах, состоявший из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами, т. е. выступами боковых стен, помещались две колонны. Такой храм был очень замкнут и рассчитан на восприятие только с фасада, поэтому с VI в. до н. э. такой тип использовался для небольших сооружений (сокровищница в Дельфах).

Более совершенный тип храма—простиль—с четырьмя колоннами на переднем фасаде.

Классическим типом греческого храма стал периптер — храм прямоугольной формы, окруженный колоннадой со всех четырех сторон, что позволило свободно помещать здание в пространстве.

Применительно к греческому зодчеству слово «ордер» подразумевает весь образный и конструктивный строй архитектуры (главным образом храма), но чаще имеет более узкий смысл — порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия.

В эпоху архаики сложилось два варианта греческого ордера: дорический и ионический. Дорический ордер — воплощение мужественности, гармонии силы и торжественной строгости. Ионический ордер легок, строен и наряден, иногда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами — изящными и нарядными женскими фигурами.

Развитие этих идей произошло в период классики, в V—IV вв. до н. э. Тогда же получил развитие третий ордер — коринфский, — близкий к ионическому, но его колонны были более вытянуты, увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью из растительного орнамента (стилизованных листьев аканфа и завитков).

Один из древнейших дорических храмов—храм Геры (Герайон) в Олимпии (VII в. до н. э.), а также храм в Селинунте и Базилика в Пестуме, от которых остались лишь развалины. Одно из самых совершенных сооружений поздней архаики — храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э.).

Ионические храмы того же времени были более изящны и нарядны (храм Артемиды в Эфесе, вторая половина VI в. до н. э.

В период архаики расцвели и художественные ремесла, сложилась стройная система постоянных форм ваз, имевших разное назначение: амфора—для хранения вина и масла; килик—для питья вина; кратер—для смешивания воды с вином во время пира; лекиф—для хранения благовоний, для возлияний на могилах умерших.

Архаическая скульптура развивалась более противоречиво. Ранее всех школ от условностей освободилась аттическая школа, Афины — главный город Аттики — стали крупнейшим художественным центром, сюда стремились мастера со всей Греции, что доказывает сравнение найденных на афинском Акрополе фрагментов фронтона первого храма Афины (Гекатомпедона), построенного в первой половине VI в., и фронтонных композиций второго Гекатомпедона, около 530 г. до н. э. — пластического и объемного изображения борющихся тел.

Высочайшее достижение архаического искусства Афин конца VI в. до н. э. — статуи девушек (кор) в нарядных одеждах, особенно «Девушка в пеплосе» и «Кора с Акрополя».

Искусство греческой классики (начало V—середина IV в. дон. э.)

Греческая классика — период наивысшего расцвета драмы, политического красноречия, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи.

Реформы Клисфена в конце VI в. до н. э. утвердили в Афинах окончательную победу демоса над аристократией—эвпатридами, заложили основы для быстрого и яркого развития афинской рабовладельческой демократии.

К началу V в. самыми противоположными по своему укладу стали два полиса: Афины и Спарта. Их соперничество и определило в дальнейшем пути исторического развития Греции. Но если в Афинах расцветали ремесла и морская торговля, то в земледельческой, общественно отсталой Спарте, хотя и сильной в военном отношении, господствовал консервативно-аристократический строй воинов-рабовладельцев — спартиатов.

В первой четверти V в. до н. э. Греция одержала победу над Персией. Решающие победы над персами (морская—при Саламине в 480 г. и на суше при Платеях в 479 г.) укрепили осознание греческим обществом своей силы и способствовали экономическому расцвету полисов, особенно Афин.

Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства—ранняя классика (490—450 гг. до н. э.). Самый знаменитый мастер этого периода—афинский скульптор Мирон.

Второй период классики — высокая классика, или эпоха Перикла — также продолжался около четырех десятилетий: с 450 по 410 гг. до н. э. В это время работали архитекторы Иктин и Калликрат, скульпторы Фидий и Поликлет.

Особого внимания заслуживает Кносский дворец на острове Крит, где, по преданию, находился знаменитый Лабиринт с Минотавром, а также развалины античного города Родос (остров Родос), где находилась статуя Колосса Родосского. На Родосе же расположен и дворец Великих магистров рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского.

Среди самых известных греческих музеев — Византийский музей, Музей Акрополя, Национальный археологический музей.

Литература. С древней землей Греции связаны всемирно известные имена: Гомер, Эзоп, Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

Подробная географическая карта Греции

обновлено 10 сентября 2017 года